Памятка
для родителей (законных представителей) детей,
прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения
права детей на получение общего образования
Уважаемые родители!
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской
Федерации" в Российской Федерации гарантирована общедоступность и
бесплатность
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных
предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего
ребенка реализуются бесплатно.
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с
гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют
право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем,
в государственные или муниципальные организации, осуществляющие
образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее школа), наравне с гражданами Российской Федерации.
Прием ребенка в школу осуществляется по личному заявлению родителя
(законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа,
удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.
В заявлении необходимо указать следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;
б) дата и место рождения ребенка;
в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных
представителей) ребенка;
г) адрес фактического проживания ребенка, его родителей (законных
представителей);
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка
Родители (законные представители) детей, прибывших с территории Украины
(в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными
гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ,
подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав
ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в
Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).
Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в
установленном порядке переводом на русский язык.
(Обратите внимание: отсутствие документов на русском языке или их
заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в
приеме в школу).
В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления
документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык на
момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме в
школу ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя
(законного представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на
пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).
В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территории Украины в
сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права
представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка
могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица,
заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего
образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста
14 лет.
Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие
документы, в том числе медицинскую карту ребенка.
При приеме в школу для получения среднего общего образования (10 и 11
классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании
9 класса) установленного образца.
При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования,
полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего
согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой
(собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она
проводится, определяются школой самостоятельно, с учетом конкретных
жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается
распорядительный акт школы о приеме Вашего ребенка в школу.
Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения
образования, Вам необходимо обратиться к руководителю школы либо в органы
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере
образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
Для учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может
быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных
классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы.
Кроме того, Вы как родитель имеете право:
знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими
организацию и осуществление образовательной деятельности;
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения
и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости
своих детей.
После зачисления в школу Вашему ребенку должны предоставить в
бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в
пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования),
определенных школой для реализации основной образовательной программы.
Также учащиеся имеют право на:
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной,
производственной, научной базой школы и др.;
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой
образовательной
программы
в
порядке,
установленном
локальными
нормативными актами;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление,
хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних учащихся и их родителей
(законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных
представителей) учащихся. (Персональными данными является любая
информация, относящаяся к определенному физическому лицу).
Родители учащихся имеют преимущественное право на обучение и
воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение
детьми общего образования.
Кроме того, родители имеют право:
защищать права и законные интересы несовершеннолетних учащихся;
получать информацию о всех видах планируемых обследований
(психологических, психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на
проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться
от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах
проведенных обследований учащихся;
принимать участие в управлении школой через деятельность органов
школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета
родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления
образовательной деятельности.
Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на
нужды школы (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.)
осуществляется органами школьного самоуправления в составе представителей
всех участников образовательных отношений (педагогических работников,
учащихся, их родителей, администрации школы) исключительно на добровольной
основе.
Памятка
по психологической поддержке детей, прибывающих
с территории Украины
1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с
территории Украины
На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить
утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены
начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое
лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка
и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем
взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом
здоровье.
Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы
сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать
необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей,
а от самых близких и дорогих им людей - от своих родителей.
Важно помнить, что "запас прочности" и сил у ребенка намного меньше, чем у
взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными,
однако для ребенка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко
можно ранить ребенка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том,
что их мучает и беспокоит - им самим это не вполне ясно. Иногда ребенок не
рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и
расстраивать.
Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание?
Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так,
они могут проявляться в виде:
проблем в школе - ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к
учебе;
конфликтов в семье - частые ссоры и разногласия между ребенком и
родителями, братьями и сестрами;
трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со
сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;
душевных страданий: частые слезы, подавленность, неожиданные смены
настроения
без
видимых
причин,
раздражительность,
обидчивость,
многочисленные страхи, кошмарные сны;
проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе,
головные боли, заикание, энурез, нервные тики.
2. Дети - свидетели войн и конфликтов
Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и
близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи, не
находились непосредственно в горячих точках, война все равно присутствовала в
их жизни и постоянно напоминала о себе.
Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о
них - значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям,
стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид,
что ничего не случилось - это ошибка. Тяжелые воспоминания могут оставаться с
Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими
людьми.
Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить
то, что их мучает и беспокоит.
Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных
воспоминаний.
Если ребенок пережил утрату близкого человека - поделитесь своими
воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку.
3. Между двумя мирами
Переезд в другую страну - тяжелое испытание для Вас и Ваших детей. В свое
время Вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным
миром, у которого свои правила и законы.
Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более
податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили
привычки и ценности, принятые на родине. Жесткость и неуступчивость
родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными и вести себя в
школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.
Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в
то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать
некоторые привычки и особенности поведения местного населения.
Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не
отказывайтесь от приглашений в гости.
С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите
ему бывать у них дома или пригласите их к себе.
Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь
вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного
населения.
Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях,
клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и
молодежи.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация заголовков дана в
документа.
соответствии
с
официальным
текстом
5. Новая школа
Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им
потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях,
стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как
Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают
ребенка - никому не хочется быть двоечником.
Не наказывайте ребенка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть
возможность сейчас учиться лучше.
Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его
неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с
трудностями.
Интересуйтесь учебой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте
выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия.
Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям
ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними.
6. Дети и родители дома
Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные
стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень
переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По
сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как
напряженный режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные
потребности, кажутся второстепенными. Но детство - фундамент будущей жизни
любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.
Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша
любовь останутся с ними.
Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в
школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и
ложились спать примерно в одно и то же время.
Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.
Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.
Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь
не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно
поговорите с ними и объясните, почему ребенку не следовало бы делать так, при
этом не настаивая, а давая совет.
Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.
Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них.
Когда Вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а
лучше объясните им причину Вашего состояния.
Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях
семьи, не называйте их "обузой". Это может навредить ребенку: он будет
чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и
неуверенным, а ведь вы - родители - его единственная поддержка и опора.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети?
Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными.
Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходиться не жить, а
выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных
квартирах?
Для каждого ребенка его родители - самые лучшие, добрые и сильные.
Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого,
жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.
Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.
Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас
видеть Ваши дети.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)