Памятка для родителей с Украины

Памятка
для родителей (законных представителей) детей,
прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения
права детей на получение общего образования
Уважаемые родители!
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской
Федерации" в Российской Федерации гарантирована общедоступность и
бесплатность
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных
предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего
ребенка реализуются бесплатно.
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с
гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут
обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют
право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем,
в государственные или муниципальные организации, осуществляющие
образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее школа), наравне с гражданами Российской Федерации.
Прием ребенка в школу осуществляется по личному заявлению родителя
(законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа,
удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.
В заявлении необходимо указать следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;
б) дата и место рождения ребенка;
в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных
представителей) ребенка;
г) адрес фактического проживания ребенка, его родителей (законных
представителей);
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка
Родители (законные представители) детей, прибывших с территории Украины
(в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными
гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ,
подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав
ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в
Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).
Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в
установленном порядке переводом на русский язык.
(Обратите внимание: отсутствие документов на русском языке или их
заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в
приеме в школу).
В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления
документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык на
момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме в
школу ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя
(законного представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на
пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).
В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территории Украины в
сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права

представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) ребенка
могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица,
заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего
образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста
14 лет.
Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие
документы, в том числе медицинскую карту ребенка.
При приеме в школу для получения среднего общего образования (10 и 11
классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании
9 класса) установленного образца.
При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования,
полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего
согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой
(собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она
проводится, определяются школой самостоятельно, с учетом конкретных
жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается
распорядительный акт школы о приеме Вашего ребенка в школу.
Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях получения
образования, Вам необходимо обратиться к руководителю школы либо в органы
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере
образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
Для учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может
быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных
классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы.
Кроме того, Вы как родитель имеете право:
знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими
организацию и осуществление образовательной деятельности;
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения
и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости
своих детей.
После зачисления в школу Вашему ребенку должны предоставить в
бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в
пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования),
определенных школой для реализации основной образовательной программы.
Также учащиеся имеют право на:
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной,
производственной, научной базой школы и др.;
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их
психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедико-педагогической коррекции;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой
образовательной
программы
в
порядке,
установленном
локальными
нормативными актами;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление,
хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних учащихся и их родителей

(законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных
представителей) учащихся. (Персональными данными является любая
информация, относящаяся к определенному физическому лицу).
Родители учащихся имеют преимущественное право на обучение и
воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение
детьми общего образования.
Кроме того, родители имеют право:
защищать права и законные интересы несовершеннолетних учащихся;
получать информацию о всех видах планируемых обследований
(психологических, психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на
проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться
от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах
проведенных обследований учащихся;
принимать участие в управлении школой через деятельность органов
школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета
родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления
образовательной деятельности.
Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на
нужды школы (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.)
осуществляется органами школьного самоуправления в составе представителей
всех участников образовательных отношений (педагогических работников,
учащихся, их родителей, администрации школы) исключительно на добровольной
основе.
Памятка
по психологической поддержке детей, прибывающих
с территории Украины
1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с
территории Украины
На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить
утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены
начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое
лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка
и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем
взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом
здоровье.
Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы
сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать
необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей,
а от самых близких и дорогих им людей - от своих родителей.
Важно помнить, что "запас прочности" и сил у ребенка намного меньше, чем у
взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными,
однако для ребенка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко
можно ранить ребенка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том,
что их мучает и беспокоит - им самим это не вполне ясно. Иногда ребенок не
рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и
расстраивать.
Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание?
Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так,
они могут проявляться в виде:
проблем в школе - ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к
учебе;

конфликтов в семье - частые ссоры и разногласия между ребенком и
родителями, братьями и сестрами;
трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со
сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;
душевных страданий: частые слезы, подавленность, неожиданные смены
настроения
без
видимых
причин,
раздражительность,
обидчивость,
многочисленные страхи, кошмарные сны;
проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе,
головные боли, заикание, энурез, нервные тики.
2. Дети - свидетели войн и конфликтов
Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и
близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи, не
находились непосредственно в горячих точках, война все равно присутствовала в
их жизни и постоянно напоминала о себе.
Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о
них - значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям,
стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид,
что ничего не случилось - это ошибка. Тяжелые воспоминания могут оставаться с
Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими
людьми.
Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить
то, что их мучает и беспокоит.
Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных
воспоминаний.
Если ребенок пережил утрату близкого человека - поделитесь своими
воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку.
3. Между двумя мирами
Переезд в другую страну - тяжелое испытание для Вас и Ваших детей. В свое
время Вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным
миром, у которого свои правила и законы.
Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более
податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили
привычки и ценности, принятые на родине. Жесткость и неуступчивость
родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными и вести себя в
школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.
Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в
то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать
некоторые привычки и особенности поведения местного населения.
Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не
отказывайтесь от приглашений в гости.
С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите
ему бывать у них дома или пригласите их к себе.
Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь
вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного
населения.
Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях,
клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и
молодежи.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация заголовков дана в
документа.

соответствии

с

официальным

текстом

5. Новая школа
Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им
потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях,
стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как
Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают
ребенка - никому не хочется быть двоечником.
Не наказывайте ребенка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть
возможность сейчас учиться лучше.
Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его
неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с
трудностями.
Интересуйтесь учебой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте
выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия.
Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям
ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними.
6. Дети и родители дома
Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные
стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень
переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По
сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как
напряженный режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные
потребности, кажутся второстепенными. Но детство - фундамент будущей жизни
любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.
Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша
любовь останутся с ними.
Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в
школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и
ложились спать примерно в одно и то же время.
Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.
Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.
Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь
не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно
поговорите с ними и объясните, почему ребенку не следовало бы делать так, при
этом не настаивая, а давая совет.
Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.
Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них.
Когда Вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а
лучше объясните им причину Вашего состояния.
Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях
семьи, не называйте их "обузой". Это может навредить ребенку: он будет
чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и
неуверенным, а ведь вы - родители - его единственная поддержка и опора.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети?
Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными.
Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходиться не жить, а
выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных
квартирах?
Для каждого ребенка его родители - самые лучшие, добрые и сильные.
Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого,
жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.
Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.

Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас
видеть Ваши дети.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».