ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Целевой ........................................................................................................ 3
1. 1. Пояснительная записка..........................................................................................
3
1.1.1. Цели и задачи Программы..........................................................
4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ................................... 5
1.1.3. Значимые для реализации Программы характеристики .............................. 5
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в ДОУ.......................................................................................... 6
1.1.5. Особенности осуществления образовательного процесса ........................
8
1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы....................
9
1.2.1. Целевые ориентиры в раннем возрасте.....................................................
9
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы..............
10
1.2.3. Оценивание качества образовательной деятельности по Программе ......
11
РАЗДЕЛ II. Содержательный ..................................................................................... 12
2.1. Содержание образовательной деятельности по образовательным областям
12
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы …. .13
2.2.1. Физическое развитие......................................................................................
14
2.2.2. Социально-коммуникативное развитие ..................................................
15
2.2.3. Познавательное развитие...............................................................................
15
2.2.4. Речевое развитие........................................................................................
16
2.2.5. Художественно-эстетическое развитие ....................................................... 17
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
...................................................................................................................................
18
2.4. Организация самостоятельной деятельности детей в режимных моментах ..
20
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.........................................................................................................
20
2.6.Реализация регионального компонента..............................................................
22
РАЗДЕЛ III. Организационный ................................................................................. 22
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы ...................
22
3.2. Предметно-развивающая среда ...........................................................................
23
3.3. Организация режима пребывания в ДОУ......................................................
24
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ..................
25
3.5. Сетевое взаимодействие с социальными партнерами......................................
. 29
РАЗДЕЛ IV. Дополнительный.................................................................................... 26
4.1. Текст краткой презентации.............................................................................
26
2
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1.Пояснительная записка
Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа)
определяет содержание и организацию образовательной деятельности в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 1 «Белоснежка» (далее – ДОУ).
Программа составлена в соответствии с:
― Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
―
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования, утверждённым Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.октября 2013г. № 1155;
― Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам
дошкольного
образования,
утверждённым
Приказом
Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014;
― Примерной основной образовательной программой дошкольного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);
― Методическими рекомендациями для дошкольных образовательных
организаций по составлению основной образовательной программы
дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и
примерной ООП ДО, разработанными Федеральным институтом развития
образования;
― Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций», утверждёнными Постановлением главного государственного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников
в ДОУ. Программа включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений.
Обе части
являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО:
Образовательные Программа,
Программы,
реализующие
задачи
области
реализующая
части, формируемой участниками
задачи
образовательных отношений
обязательной части
Социальнокоммуникативное Образовательная
программа
развитие
дошкольного
Познавательное
Программа
Программа,
образования
развитие
экологического
реализующая
«Детство»
под воспитания
в региональный
3
редакцией Т.И.
Бабаевой, А.Г.
Гогоберидзе,
О.В. Солнцевой.
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
детском
саду национально«Юный эколог» культурный
С.Н. Николаевой компонент:
примерная
парциальная
образовательная
программа
«Детство с родным
городом» (приложение
к образовательной
программе дошкольного
образования «Детство»
под
редакцией
Т.И.
Бабаевой, А.Г.
Гогоберидзе,
О.В. Солнцевой)
Программа
развития
речи
дошкольников О.С.Ушаковой
Программа
«Конструирование
и
художественный труд в детском саду»
Л.В.Куцаковой
1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития
ребенка
и
развивающей
предметно-пространственной
среды,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности
детей
через
общение,
игру,
познавательноисследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями,
развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
4
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
–
формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного общего и начального общего образования.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа ДОУ сформирована в соответствии с принципами и подходами,
определенными федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее ФГОС):
- принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация) детского развития;
- принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом дошкольного образования;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип сотрудничества с семьей;
- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой
этих областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательной
деятельности – использование разнообразных форм работы с детьми,
обусловленных возрастными особенностями.
1.1.3. Значимые для реализации Программы характеристики
Общее количество работающих в ДОУ - 9 человек.
В том числе: административно-управленческий персонал -1
воспитатели - 2
Образовательный уровень
Квалификация
высшее образование - (50%)
высшая категория - нет
средне-специальное - (50%)
I категория - нет
среднее - нет
соответствие занимаемой
должности - 100%
5
не аттестованных - нет
По педагогическому стажу
От 20 до 25 лет - 25%
От 10 до15 лет – 25 %
До 5 лет - 50%
Награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ - 1
человек.
Все педагоги своевременно проходят дополнительное профессиональное
образование.
100% педагогов владеют навыками пользователя ПК. Также педагоги
повышают свой профессиональный уровень через посещение районных
методических
объединений,
прохождение
процедуры
аттестации,
самообразование, участвуют в конкурсах различных уровней, что
способствует
повышению
уровня
профессионального
мастерства,
накоплению и распространению педагогического опыта, положительно
влияет на развитие ДОУ.
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в ДОУ
Основной структурной единицей ДОУ является группа детей дошкольного
возраста.
Общее количество групп – 2 группы общеразвивающей направленности.
Группы общеразвивающей направленности посещает 31 воспитанник:
разновозрастная группа для детей от 2-х месяцев до 8 лет общеразвивающей
направленности (младшая группа) «Гномики» (1,5-4 года);
разновозрастная группа для детей от 3 лет и старше (три возраста и более)
общеразвивающей направленности (старшая группа) «Почемучки» (3-7 лет);
ДОУ посещают дети, имеющие 1-ую группу здоровья - 65%, 2 группу
здоровья - 35%, 3 группу здоровья -0%.
Дети имеют в основном средний уровень физического развития – 95%. Часто
болеющих детей 10%.
Социальный статус воспитанников:
― 68% детей воспитываются в полных семьях.
― 13% детей из неполных семей.
― 19% дети из многодетных семей.
― неблагополучных семей нет.
Воспитанники ДОУ – представители семей различного социального статуса,
образовательного уровня. Преобладают полные и материально обеспеченные
семьи.
Доминирует количество родителей со средне-техническим образованием.
Характеристики возрастных особенностей развития детей:
Возраст
Характеристики возрастных особенностей развития
воспитанников
детей
(дошкольный возраст)
1-3 года
Период раннего детства имеет ряд качественных
6
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
физиологических и психических особенностей, которые
требуют создания специальных условий для развития
детей этого возраста. Взаимосвязь физического и
психического развития проявляется особенно ярко,
потому что в этот период происходит становление всех
функций организма. Именно в раннем детстве учеными
отмечается наиболее прочная связь и зависимость
умственного и социального развития от физического
состояния и настроения ребенка. Этому возрасту
свойственно удовлетворение ребенком естественных
психофизиологических потребностей: сенсомоторной
потребности; потребности в эмоциональном контакте;
потребности во взаимодействии и
общении со
взрослыми.
-мышление носит наглядно-образный характер (от
манипулирования объектами ребёнок способен перейти
к манипулированию представлениями и образами),
- сфера познавательной деятельности сосредоточена на
реальном
предметном
мире,
непосредственно
окружающем ребёнка, чтобы освоить материал, дети
должны практически действовать,
- у детей активизируются речевые навыки за счёт
расширения словарного запаса, формируются начальные
математические представления о количестве, величине,
признаках и свойствах предметов,
- дети осваивают новые способы продуктивной,
конструкторской деятельности.
у
детей
совершенствуется
способность
классифицировать предметы, проводить операцию
сериацию, находить простейшие закономерности в
построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету,
форме),
- развивается знаково-символическая функция, активно
осваивается операция счёта в пределах первого десятка,
развиваются и совершенствуются представления о
пространстве и времени,
- речь детей обретает интонационную выразительность,
возникает ролевой диалог, способность воспринимать и
воображать на основе словесного описания различные
события,
- сюжеты игр отражают собственный опыт, а также
черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов,
спектаклей и пр.
- ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого
7
человека как представителя общества, постепенно
начинает осознавать связи и зависимости в социальном
поведении и взаимоотношениях людей,
- в возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в
представлениях ребенка о себе. Эти представления
начинают включать не только характеристики,
которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный
отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы
или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем.
- к пяти годам дети обладают довольно большим
запасом представлений об окружающем, которые
получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать.
- на шестом году жизни ребенка происходят важные
изменения в развитии речи. Для детей этого возраста
становится нормой правильное произношение звуков. В
старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды
детского труда выполняются качественно, быстро,
осознанно.
Становится возможным освоение детьми разных видов
ручного труда.
1.1.5. Особенности осуществления образовательного процесса
1. Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные
представители), педагогические работники ДОУ.
2. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
3. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах
работы с детьми, при этом ведущими видами деятельности является игровая,
познавательно-исследовательская, двигательная.
4. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников и реализуется в различных
видах деятельности:
4.1. в раннем возрасте (1– 3 года):
― предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
― экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
пр.);
― общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого;
― самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.);
― восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
― двигательная активность.
4.2. с детьми дошкольного возраста (3 – 7 лет):
8
― игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др. виды
игры);
― коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
― познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего
мира и экспериментирование с ними);
― восприятие художественной литературы и фольклора;
― самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
― конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал);
― изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
― музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
музыкальных инструментах);
― двигательная (овладение основными движениями).
5. Реализация задач осуществляется в совместной деятельности педагога и
детей, в самостоятельной деятельности детей.
1.2.Планируемые результаты освоения программы
1.2.1. Целевые ориентиры в раннем возрасте
– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними,
исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические,
культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых
предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях
общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях,
умеет действовать согласованно;
– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может
обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих
предметов и игрушек;
– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает
им.
Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
– в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя
игровые замещения;
– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет
простейшими навыками самообслуживания;
– любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки,
двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на
эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды
деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
9
– с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях,
стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье,
перешагивание и пр.).
При реализации задач части Программы, формируемой участниками
образовательных отношений:
- проявляет желание участвовать в песенных, игровых, танцевальных,
театральных импровизациях;
- понимает специфику живого объекта, его принципиального отличия от
предмета (неживого объекта);
- активно выполняют упражнения вместе с воспитателем, в движении
реагируют на сигналы, с желанием участвуют в подвижных играх и игровых
упражнениях;
- проявляет интерес к русским народным сказкам сказкам, играм,
демонстрирует эмоциональную отзывчивость на характер и настроение
мелодий.
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
- проявляет основные культурные способы деятельности, инициативу и
самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах
детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
- положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности
и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять
звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет
основными произвольными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила личной гигиены;
- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен
наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей
реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и
10
социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми
предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего
образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной
организации и требованиям образовательной деятельности.
При реализации задач части Программы, формируемой участниками
образовательных отношений:
- проявляет положительные черты характера, способствующие лучшему
взаимопониманию в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
- способен использовать импровизационные умения на праздниках,
развлечениях, в театральных постановках, самостоятельно искать
выразительные средства для создания образа персонажа посредством
движения, позы, жеста, речевой интонации;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумать объяснения явления природы, склонен наблюдать,
экспериментировать;
- сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- владеет нормами адекватного поведения в различных неожиданных
(опасных) ситуациях;
- проявляет интерес и ценностное отношение к занятиям физической
культурой, умеет анализировать движения, самостоятельно организовывать
подвижные игры, знает некоторые игры народов мира;
- положительно относится к русской культуре, обладает элементарными
представлениями об обычаях и традициях русского народа, проявляет
интерес к истории родного края, эмоционально реагирует на эстетические
впечатления природы родного края.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми
предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего
образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной
организации и требованиям образовательной деятельности. Степень
реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять
к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно
варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и
индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
1.2.3. Оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Система
оценки
образовательной
деятельности,
предусмотренная
Программой, включает оценивание качества условий образовательной
деятельности, а именно психолого-педагогические условия и предметноразвивающая среда.
11
Программой не предусмотрено оценивание качества образовательной
деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения, включающая педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации (см. методику Н.В.Верещагиной «Диагностика педагогического
процесса», «Диагностика развития музыкальных способностей» по Н.А.
Ветлугиной, диагностика физических качеств в соответствии с программой
«Детство»).
Так же оценка качества образовательной деятельности по Программе
включает: оценку родителями (законными представителями) - проведение
анкетирования родителей (законным представителей) об организации
деятельности ДОУ.
РАЗДЕЛ II. Содержательный
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системнодеятельностный подходы к развитию ребенка, который предполагает:
― создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия
возрастных возможностей и способностей.
― обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной
для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками,
экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной.
― ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание
эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его
позитивного развития.
2.1. Содержание образовательной деятельности по образовательным
областям
Обязательная часть Программы реализуется в содержании образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка,
представленными в пяти образовательных областях, с учётом комплексной
программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.
Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой,
см. Содержательный раздел программы, стр. 49 – 172.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
реализуется посредством парциальных программ. Учитывая спрос родителей,
были выбраны следующие парциальные программы:
Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н.
Николаевой;
Программа развития речи дошкольников О.С.Ушаковой;
Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду»
Л.В.Куцаковой;
Для реализации регионального национально-культурного компонента
12
используется примерная парциальная образовательная программа «Детство с
родным городом» (приложение к образовательной программе дошкольного образования
«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), реализуется
через все образовательные области в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников.
Парциальные программы дополняют содержание образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие».
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм,
способов, методов и средств, рекомендованных образовательной программой
дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцевой с учетом общих характеристик возрастного
развития воспитанников и задачами развития каждого возрастного периода.
В целом реализация задач Программы осуществляется в совместной
деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности детей.
При реализации образовательной программы педагогами учитываются
следующие условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
Все виды образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо
составлены из игровых приемов и действий.
13
Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в
форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными
областями и задачами физического, социально-коммуникативного,
познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей.
Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой
характер, предполагают познавательное общение воспитателя и детей,
самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога.
Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы,
предметные и условно-графические модели. Формы организации детей:
индивидуальные, подгрупповые, групповые.
2.2.1.«Физическое развитие»
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Совместная деятельность Самостоятельная
педагога с детьми
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные,
Индивидуальные,
Индивидуальные,
подгрупповые,
подгрупповые,
подгрупповые
групповые
групповые
Формы работы
-Игровая
беседа
с -Игровая беседа с
-Во всех видах
элементами движений элементами движений
самостоятельной
-Интегративная
деятельности детей
-Интегративная
деятельность
-Двигательная активность
деятельность
в течение дня
-Утренняя гимнастика -Утренняя гимнастика
-Совместная
-Игра
-Совместная
деятельность взрослого деятельность взрослого и -Утренняя гимнастика
тематического -Самостоятельные
и детей тематического детей
характера
спортивные игры и
характера
-Игра
упражнения
-Игра
-Контрольно-Контрольнодиагностическая
диагностическая
деятельность
деятельность
-Экспериментирование -Экспериментирование
-Физкультурное занятие
-Физкультурное
-Спортивные и
занятие
физкультурные досуги
-Спортивные и
физкультурные досуги -Спортивные состязания
-Проектная деятельность
-Спортивные
состязания
-Проектная
деятельность
14
2.2.2.«Социально-коммуникативное развитие»
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Совместная деятельность Самостоятельная
педагога с детьми
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные,
Индивидуальные,
Индивидуальные,
подгрупповые,
подгрупповые,
подгрупповые
групповые
групповые
Формы работы
-Наблюдения
-Совместные действия
-Создание
-Беседа
-Наблюдения
соответствующей
-Чтение
-Беседа
предметно-развивающей
-Просмотр и анализ
-Чтение
среды.
мультфильмов,
-Рассматривание
-Совместная со
видеофильмов,
-Игра
сверстниками игра
телепередач
-Проектная деятельность -Индивидуальная игра
- Экспериментирование -Просмотр и анализ
-Проблемная ситуация мультфильмов,
-Совместная
с видеофильмов,
воспитателем игра
телепередач.
-Совместная
со -Ситуативный разговор с
сверстниками игра
детьми
-Индивидуальная игра -Педагогическая
-Праздник
ситуация
-Экскурсия
-Ситуация морального
-Ситуация морального выбора
выбора
-Проектная деятельность
-Проектная
-Интегративная
деятельность
деятельность
-Интегративная
деятельность
-Дежурство
-Экскурсия
2.2.3.«Познавательное развитие»
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Совместная деятельность Самостоятельная
педагога с детьми
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные,
Индивидуальные,
Индивидуальные,
подгрупповые,
подгрупповые,
подгрупповые
групповые
групповые
Формы работы
-беседа после чтения
-ситуация общения в
-сюжетно-ролевая
15
-рассматривание
-игровая ситуация
-дидактическая игра
-интегративная
деятельность
-чтение
-беседа о прочитанном
-игра-драматизация
-показ
настольного
театра
-разучивание
стихотворений
-театрализованная игра
-режиссерская игра
-проектная
деятельность
-интегративная
деятельность
-решение проблемных
ситуаций
-разговор с детьми
-создание коллекций
-игра
процессе
режимных
моментов
-дидактическая игра
-чтение (в том числе на
прогулке)
-словесная
игра
на
прогулке
-наблюдение на прогулке
-труд
-игра на прогулке
-ситуативный разговор
- беседа
-беседа после чтения
-экскурсия
-интегративная
деятельность
-разговор с детьми
-разучивание стихов,
потешек
-сочинение загадок
-проектная деятельность
-разновозрастное
общение
игра
-подвижная игра с
текстом
-игровое общение
-все
виды
самостоятельной
детской деятельности,
предполагающие
общение со сверстниками
-хороводная игра с
пением
-игра-драматизация
-чтение наизусть и
отгадывание загадок в
условиях книжного
уголка
-дидактическая игра
2.2.4.«Речевое развитие»
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Совместная деятельность Самостоятельная
педагога с детьми
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные,
Индивидуальные,
Индивидуальные,
подгрупповые,
подгрупповые,
подгрупповые
групповые
групповые
Формы работы
― беседа после чтения -ситуация общения в
― сюжетно-ролевая игра
― рассматривание
процессе
режимных -подвижная игра с текстом
― игровая ситуация
моментов
― игровое общение
― дидактическая игра -дидактическая игра
-все виды самостоятельной
―интегративная
-чтение (в том числе на
детской деятельности,
деятельность
прогулке)
предполагающие общение
― чтение
-словесная
игра
на со сверстниками
-беседа о прочитанном прогулке
― хороводная игра с
--игра-драматизация
-наблюдение на прогулке пением
― игра-драматизация
-показ
настольного ― труд
театра
― игра на прогулке
― чтение наизусть и
16
-разучивание
стихотворений
-театрализованная игра
-режиссерская игра
-проектная
деятельность
-интегративная
деятельность
-решение проблемных
ситуаций
-разговор с детьми
-создание коллекций
-игра
― ситуативный разговор
-беседа, беседа после
чтения
― экскурсия
-интегративная
деятельность
― разговор с детьми
― разучивание стихов,
потешек
― сочинение загадок
-проектная деятельность
-разновозрастное
общение
отгадывание загадок в
условиях книжного
уголка
― дидактическая игра
2.2.5.«Художественно-эстетическое развитие»
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Совместная деятельность Самостоятельная
педагога с детьми
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные,
Индивидуальные,
Индивидуальные,
подгрупповые,
подгрупповые,
подгрупповые
групповые
групповые
Формы работы
-занятия (рисование,
― наблюдение
― украшение личных
аппликация, худож.
― рассматривание
предметов
конструирование, лепка)
эстетически
― игры (дидактические,
-изготовление украшений, привлекательных
строительные, сюжетнодекораций,
подарков, объектов природы
ролевые)
предметов для игр
― игровое упражнение
― рассматривание
-экспериментирование
― проблемная ситуация эстетически
-рассматривание
― конструирование из привлекательных
эстетически
песка
объектов природы, быта,
привлекательных объектов -обсуждение
произведений искусства
природы,
быта, (произведений
― самостоятельная
произведений искусства
искусства, средств
изобразительная
-игры(дидакт.,
выразительности и др.)
деятельность
строительные,
― создание коллекций
― создание
сюжетно-ролевые)
― слушание музыки,
соответствующей
-тематические досуги
сопровождающей
предметно-развивающей
-выставки
работ проведение
режимных среды.
декоративномоментов
прикладного искусства,
-музыкальная подвижная
репродукций произведений игра на прогулке
живописи
―
концерт17
― проектная деятельность импровизация
― создание коллекций
прогулке.
― экспериментирование со
звуками
-музыкально-дидактическая
игра
-разучивание музыкальных
игр и танцев
― импровизация
-совместное
и
индивидуальное
музыкальное исполнение
-музыкальное упражнение
― попевка, распевка
на
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в
режимных моментах
Формы образовательной
Количество форм образовательной
деятельности в режимных моментах
деятельности и культурных практик в
неделю
Младшая группа
Старшая группа
Общение
Ситуации общения воспитателя с
ежедневно
ежедневно
детьми и накопления положительного
социально-эмоционального опыта
Беседы и разговоры с детьми по их
ежедневно
ежедневно
интересам
Игровая деятельность, включая
сюжетно-ролевую игру с правилами
и другие виды игр
Индивидуальные игры с детьми
ежедневно
3 раза в неделю
(сюжетно-ролевая, режиссерская,
игра-драматизация, строительноконструктивные игры)
Совместная игра воспитателя и
2 раза в неделю
2 раза в неделю
детей (сюжетно-ролевая,
режиссерская, игра-драматизация,
строительно-конструктивные игры)
Детская студия (театрализованные
1раз в 2 недели
1раз в 2 недели
игры)
Досуг здоровья и подвижных игр
1раз в 2 недели
1раз в 2 недели
18
Подвижные игры
Познавательная и исследовательская
деятельность
Опыты, эксперименты, наблюдения
(в том числе, экологической
направленности
Наблюдения за природой (прогулка)
Формы творческой активности,
обеспечивающей художественноэстетическое развитие детей
Музыкально-театральная гостиная
Творческая мастерская (рисование,
лепка, художественный труд по
интересам)
Чтение литературных произведений
Самообсуживание и элементарный
бытовой труд
Самообслуживание
Трудовые поручения
(индивидуально и подгруппами)
Трудовые поручения (общий и
совместный труд)
ежедневно
ежедневно
1раз в 2 недели
1раз в 2 недели
ежедневно
ежедневно
1раз в 2 недели
1раз в неделю
1раз в неделю
1раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
-
1раз в 2 недели
Модель физического воспитания
Формы организации
Младшая группа
Старшая группа
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных
моментов деятельности детского сада
Утренняя гимнастика
ежедневно до 5мин
ежедневно 8-10мин
Физкультминутки
ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут)
Игры и физические
ежедневно 5-10мин
ежедневно 15-20мин
упражнения на прогулке
Закаливающие процедуры
ежедневно после дневного сна
Дыхательная гимнастика
ежедневно после дневного сна
2. Физкультурные занятия
Физкультурные занятия в 3раза в неделю до 10мин 2раза в неделю до 25мин
помещении
Физкультурные занятия на
1раз в неделю до 25мин
свежем воздухе
3.Спортивный досуг
Самостоятельная
Ежедневно под руководством воспитателя
двигательная деятельность
(продолжительность определяется в
соответствии с индивидуальными особенностями
ребенка)
Спортивные праздники
1раз в год летом
2раза в год
19
Физкультурные досуги и
развлечения
Дни здоровья
1раз в квартал
2.4. Организация самостоятельной деятельности детей в режимных
моментах
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности
детей по выбору и интересам. На самостоятельную деятельность детей 2-7
лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в
режиме дня отводиться не менее 3-4часов.
Режимные моменты
Игры, общение, деятельность
по интересам во время
утреннего приема
Самостоятельные игры в 1 -й
половине дня (до НОД)
Подготовка к прогулке,
Самостоятельная
деятельность на прогулке
Самостоятельные
игры,
досуги,
общение
и
деятельность по интересам
во 2-й половине дня
Подготовка к прогулке,
самостоятельная
деятельность на прогулке
Игры перед уходом домой
Распределение времени в течение дня
Младшая группа
Старшая группа
от 10 до 50мин
от 10 до 50мин
20мин
15мин
от 60 мин до 1ч 30мин
от 60 мин до 1ч 40мин
40мин
30мин
от 40мин
от 40мин
от 15мин до 50мин
от 15мин до 50мин
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Цель взаимодействия с семьями воспитанников – сделать родителей
активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в
реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
ДОУ осуществляет работу по интеграции общественного и семейного
воспитания детей с семьями воспитанников детского сада.
Работа в группах строится на основе плана работы с родителями,
разрабатываемых педагогами самостоятельно на каждый учебный год с
учетом
рекомендаций
раздела
«Особенности
взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников» образовательной
программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.
Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.
20
Участие родителей
в жизни ДОУ
В проведении
мониторинговых
исследований
В управлении ДОУ
В просветительской
деятельности,
направленной на
повышение
педагогической
культуры,
расширение
информационного
поля родителей
В образовательной
деятельности,
направленной на
установление
сотрудничества и
партнерских
отношений
с целью вовлечения
родителей в единое
образовательное
пространство.
Формы участия
Анкетирование
Социологический опрос
Интервьюирование
«Родительская почта»
Участие
в
работе
родительского
комитета
группы,
родительского
комитета Учреждения
Наглядная
информация
(стенды, папки-передвижки,
семейные
и
групповые
фотоальбомы)
Фоторепортажи
«Копилка добрых дел», «Мы
благодарим»
Памятки
Консультации,
семинары,
семинары-практикумы,
конференции;
Распространение
опыта
семейного воспитания;
Родительские собрания
Выпуск
газеты
для
родителей
День открытых дверей
День здоровья
Неделя творчества
Совместные
праздники,
развлечения.
Встречи с интересными
людьми
Участие
в
творческих
выставках,
смотрах-конкурсах
Периодичность
сотрудничества
2-3раза в год
По мере необходимости
1раз в квартал
По плану
1 раз в квартал
Обновление постоянно
1раз в месяц
По годовому плану
1раз в квартал
1раз в квартал
1раз в год
1раз в квартал
2раза в год
По плану
По плану
По годовому плану
2.6. Реализация регионального компонента
Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание
гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье и родному дому,
детскому саду, родной улице, поселку.
21
2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
3. Воспитание уважения к труду людей.
4. Развитие интереса к народным традициям и промыслам.
5. Формирования элементарных знаний о правах человека.
6. Расширение знаний о республике, ее столице.
7. Знакомство детей с символами республики: гербом, флагом.
8. Развитие чувства ответственности, гордости за достижения Родины.
9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим
людям, их традициям.
Данные задачи реализуются через образовательные области:
Физическое развитие: национальные русские игры, рассказы о спортивных
достижениях российских спортсменов; рассказы, беседы о лечебных
свойствах озёр России, национальная кухня, национальная одежда.
Социально-коммуникативное развитие: знакомство с хозяйственнобытовыми традициями, знакомство с символами России, традициями
и обычаями, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях России;
рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве,
промыслах (охота,
рыболовство), знакомство с предметами обихода.
Речевое развитие: инсценировка русских народных сказок; знакомство с
творчеством русских писателей, поэтов, с устным народным творчеством
(пословицы, поговорки, загадки), чтение сказок; знакомство с этикетом
гостеприимства русского народа.
Познавательное развитие: знакомство с культовыми местами России,
природным ландшафтом, легендами, пещерами, животным и растительным
миром, содержанием «Красной» книги.
Художественно-эстетическое развитие: знакомство с русскими узорами,
орнаментами, цветосочетаниями, вышивкой, керамикой, резьбой, знакомство
с творчеством художников, знакомство с праздниками, беседы о
композиторах, слушание музыки, песен, колыбельных, национальные
музыкальные инструменты, танцы родного народа.
РАЗДЕЛ III. Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Материально-техническое оснащение ДОУ соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормам, соответствует правилам пожарной
безопасности и способствует качественной реализации Программы.
Для обеспечения безопасности жизни и деятельности детей имеется
пожарная сигнализация, тревожная кнопка. Регулярно проводятся
мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности, по основам
безопасности, организуются учебные тренировки.
В учреждении создана необходимая среда для осуществления
образовательной деятельности.
Обеспеченность учебно-наглядными пособиями составляет 70 %.
Обеспеченность спортивным инвентарем - 70 %. Учебная и методическая
22
литература, периодическая печать, детская художественная литература 85%.
Наличие компьютерной техники: 2 персональных компьютера. Так же
имеется принтер, музыкальный центр, телевизор.
В ДОУ имеется электронная почта, работает сайт.
3.2. Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда организована в соответствии с принципами
ФГОС ДО- содержательно-насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в групповых помещениях в соответствии с
Программой обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей,
- учет национально-культурных условий.
Наполнение развивающих центров в групповых помещениях обновляется в
течение учебного года, в соответствии с комплексно-тематическим
планированием.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах строится на
основе рекомендаций программы «Детство».
Количество и конкретный ассортимент оборудования и игрушек в группах
определяются педагогами самостоятельно, исходя из материальных
возможностей.
Жизненное пространство в группах оформлено так, что позволяет заниматься
детям разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому
способствует организация в групповых помещениях центров развития.
Создание условий для всестороннего развития детей в групповых
помещениях:
- центр науки и экспериментирования;
- центр здоровья;
- музыкально-театральный центр;
- центр «Грамотности»;
- центр «Игры»;
- центр книги;
- познавательный центр;
- центр безопасности;
23
- уголок дежурства;
- уголок уединения.
3.3. Организация режима пребывания детей в ДОУ
Основу режима составляет установленный распорядок сна и бодрствования,
приемов
пищи,
гигиенических
и
оздоровительных
процедур,
непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД), прогулок и
самостоятельной деятельности.
Организация режима занятий и режимных моментов обучающихся
соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача
РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с
изменениями и дополнениями).
Распределение режима занятий и режимных моментов обучающихся
в течение дня, в соответствии с возрастом, в период учебного года.
Разновозрастная
группа для детей
от 2 мес. до 8 лет
общеразвивающей
направленности
( 1,5 до 4)
Разновозрастная
группа для детей
от 3 лет и старше
(три возраста и
более)
общеразвивающей
направленности
(3-7)
7.00-8.00
7.00-8.20
8.00-8.30
8.30-9.00
9.00-9.30
9.30-9.50
9.50-11.20
8.20-8.50
8.50-9.00
9.00-10.00
10.00-10.20
10.20-12.15
11.20-11.30
12.15-12.30
11.30-12.00
12.00-15.00
15.00-15.30
12.30-12.50
12.50-15.00
15.00-15.25
15.30-15.45
15.45-17.00
15.25-15.40
15.40-17.00
17.00-17.30
17.00-17.30
Разновозрастная
группа для детей
от 2 мес. до 8 лет
общеразвивающей
направленности
Разновозрастная
группа для детей
от 3 лет и старше
(три возраста)
общеразвивающей
Режимные моменты
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика
индивидуальное общение воспитателя с детьми
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, игры
Непосредственно – образовательная деятельность
Второй завтрак
Игры, подготовка к прогулке, общественно-полезный
труд, прогулка
Возвращение с прогулки, водные процедуры,
подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну, дневной сон
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения,
воздушные и водные процедуры
Полдник
Игры, досуги, самостоятельная деятельность по
интересам, кружки
Уход детей домой
Распределение режима занятий и режимных моментов обучающихся
в течение дня, в соответствии с возрастом, в летний оздоровительный
период.
Мероприятия
24
( 1.5 до 4)
направленности
(3-7)
7.00-8.00
7.00-8.20
8.00-8.30
8.30-9.30
8.20-8.50
8.50-10.00
9.30-9.50
9.50-11.20
10.00-10.20
10.20-12.15
11.20-11.30
12.15-12.30
11.30-12.00
12.00-15.00
15.00-15.30
12.30-12.50
12.50-15.00
15.00-15.25
15.30-15.45
15.45-16.20
16.20-17.30
15.25-15.40
15.40-16.20
16.20-17.30
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика на
участке детского сада, индивидуальное общение
воспитателя с детьми
Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельная деятельность, игры, общественнополезный труд, свободное общение детей
Второй завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка (общественнополезный труд, игры, наблюдения, воздушные и
солнечные процедуры), образовательная деятельность
на прогулке
Возвращение с прогулки, водные процедуры,
подготовка к обеду
Обед
Подготовка ко сну, дневной сон
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения,
воздушные и водные процедуры
Полдник
Игры, самостоятельная деятельность
Прогулка (игры, самостоятельная деятельность),
индивидуальное общение воспитателя с детьми, уход
детей домой
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
С целью организации традиционных событий эффективно используется
комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы
определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости
обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приёмы из
разных образовательных областей.
Организуются доступные пониманию детьми сезонные праздники (Новый
год, Проводы зимы, Осенины), общественно-политические праздники (День
защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День
народного единства) и другие (День пожилого человека, День матери). Для
развития детской инициативы и творчества проводятся итоговые
мероприятия по темам недель — День лесных обитателей, День волшебных
превращений, День космических путешествий. Во второй половине дня
планируются тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная
деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание
любимых музыкальных произведений, доверительный разговор и
обсуждение с детьми интересующих их проблем.
3.5. Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является
сетевое взаимодействие с социальными партнерами:
- МБУК «Библиотека Долотинского сельского поселения»: экскурсии,
организация мероприятий по формированию нравственно-духовной
культуры, конкурсы.
25
МБОУ
Первомайская
средняя
общеобразовательная
школа:
образовательная деятельность, совместное проведение мероприятий,
экскурсии, праздники.
- ГИБДД: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,
совместные мероприятия, конкурсы, праздники
РАЗДЕЛ IV. Дополнительный
4.1. Текст краткой презентации
Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа)
определяет содержание и организацию образовательной деятельности в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 1 «Белоснежка» (далее – Учреждение).
Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников
в Учреждении.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные
представители), педагогические работники Учреждения.
Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется на русском
языке.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений.
Обе части
являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО.
Программа разработана с учетом Примерной основной образовательной
программы дошкольного образования на основе использования комплексных
образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих
развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие в соответствии с ФГОС ДО:
- Образовательная программа дошкольного образования «Детство» под
редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
Парциальные образовательные программы дошкольного образования:
- Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С.Н.
Николаевой;
- Программа развития речи дошкольников О.С.Ушаковой
- Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду»
Л.В.Куцаковой;
- Программа, реализующая региональный национально-культурный
компонент: примерная парциальная образовательная программа «Детство с
родным городом» (приложение к образовательной программе дошкольного
образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)
Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах
работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности
является игра.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и
26
индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в
различных видах деятельности, например:
В раннем возрасте (1 – 3 года):
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками,
-экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
пр.),
-общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого,
-самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.),
-восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
-двигательная активность.
С детьми дошкольного возраста (3 – 7 лет):
-игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды
игры),
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками),
-познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего
мира и экспериментирование с ними),
-восприятие художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал),
-изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных
инструментах),
-двигательная (овладение основными движениями).
Работа с семьями воспитанников в группах строится на основе плана
работы с родителями, разрабатываемого педагогами самостоятельно на
каждый учебный год с учетом:
- рекомендаций раздела «Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников» образовательной программы
дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.
Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
-изучение потребностей родителей в образовательных услугах;
-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической
культуры.
Материально-техническое оснащение ДОУ соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормам, соответствует правилам пожарной
безопасности и способствует качественной реализации Программы.
Режим работы ДОУ – пятидневный, с 10,5-часовым пребыванием детей.
27